Разделы сайта

Главная

Профилактические беседы

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ

О драках в школе

 

Лучший бой – тот, который не состоялся!

Драки издавна существовали в истории, в том числе, как традиции в культуре определенных народов. Но одно дело, когда это часть традиции, культуры или вид спорта и совсем другое, когда это становится частью повседневной жизни детей.

Родители, педагоги, люди на экранах телевизоров постоянно говорят о том, что этого делать нельзя, это плохо и совсем неэффективно в разрешении сложившейся конфликтной ситуации. Но прислушиваешься ли ты к ним и делаешь ли выводы?

Внутренне – да, а вот внешне все не так просто.

Часто мы стремимся противопоставить себя обществу, считаем, что только наше решение является правильным.

Понятно, что конфликт не рождается на пустом месте (хотя иногда бывает и так). И ты оправдываешь себя именно тем, что это твоя адекватная реакция на брошенный вызов, оскорбление, косой взгляд и еще, еще, еще. Ты можешь долго копить в себе обиду, обдумывать «план мести», а можешь сразу ответить «обидчику».

Да, конфликт – это нормальное состояние личности. Пока человек реализует сознательную жизнедеятельность, он находится в конфликте с другими людьми, группами людей или с самим собой. Но твоей целью должно стать освоение навыков, которые помогут понять, как решить конфликт мирным путем. Это позволит тебе не только развить и укрепить характер, но и получить наивысший авторитет у друзей, одноклассников, других людей. Воспитывай уверенность в себе, своих силах, что позволит тебе противостоять агрессии, страху и тревоге и даст оппоненту почувствовать, что он имеет дело с сильным человеком, который при этом не провоцирует дальнейшего развития конфликта. Ведь применение силы – это одновременно и слабость, проявляющаяся в неспособности дать адекватный отпор. Уверенному в себе человеку под силу разрешить множество сложных ситуаций.

Вступая в конфликт с использованием силовых методов его решения, ты вряд ли задумываешься о последствиях или просчитываешь их. Все твои мысли заняты лишь одним – отомстить обидчику, дать ему отпор, наказать. Ты и представить себе не можешь, чем могут закончиться такие выяснения отношений.

Вот реальный случай из практики.

В ходе произошедшей ссоры два товарища Д. и С., один из которых на момент произошедшего был несовершеннолетним и обучался в одном из лицеев города Минска, нанесли ногой удар в область головы И. Те телесные повреждения, которые от удара получил И., оказались тяжкими и не совместимыми с жизнью. Потерпевший умер в больнице спустя несколько месяцев, не приходя в сознание. Трагедия для обеих сторон. Одному человеку она стоила жизни, а двум другим – свободы. И их жизнь уже никогда не будет прежней. До произошедшего обвиняемые ни в чем криминальном замечены не были: не привлекались ни к уголовной, ни к административной ответственности, удовлетворительно характеризовались. Несмотря на это, вынесенный в апреле 2016 г. приговор суда суров и справедлив – лишение свободы обоим. Д., который совершил преступление еще в несовершеннолетнем возрасте, – 8 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, а С. – 7 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии усиленного режима.

Ни слезы, ни раскаяние уже не помогут тебе избежать ответственности.

Встречаются случаи, когда удары приходятся в ту часть тела, где внешне повреждения могут быть незаметны, но потерпевший погибает от внутренней опасной травмы.

Например, в Московском районе города Минска С. в ходе ссоры нанесла несколько ударов в область живота и груди С., в результате чего ему была причинена тупая травма живота (тяжкое телесное повреждение), от которой он умер. В итоге, ранее не привлекавшаяся ни к каким видам ответственности С. осуждена к 6 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Все это еще раз свидетельствует о том, что, поднимая руку или кулак, ты никогда не можешь быть уверен в том, что все закончится хорошо, и никогда не сможешь предугадать последствия, так как люди имеют разную комплекцию, подготовку, здоровье и силу.

Выяснение отношений, приводящее к серьезным последствиям, иногда происходит и на территории учреждений образования.

Например, на территории одной из гимназий, расположенных в Минске, произошел конфликт между двумя несовершеннолетними К. и Г. В ходе этого конфликта К. применил насилие в отношении Г. В результате Г. причинены менее тяжкие телесные повреждения, а К. в марте 2016 г. осужден судом к 1 году лишения свободы с отсрочкой исполнения наказания на 1 год.

Конфликт, произошедший на территории одного из лицеев города Минска, привел к тому, что несовершеннолетним Х. несовершеннолетнему Н., 1999 года рождения, причинен целый ряд телесных повреждений (перелом нижней и внутренней стенок левой глазницы, перелом передней и внутренней стенок левой верхнечелюстной пазухи, перелом костей спинки носа), которые отнесены экспертом к категории менее тяжких телесных повреждений).

Один удар в область лица, разбитые очки, повреждение глаз, тяжкие телесные повреждения и уголовное дело. Таков итог еще одного конфликта, произошедшего между учениками 2001 и 2003 г.г. рождения одной из гимназий в городе Минске.

В данном случае важно знать и некоторые юридические моменты, которые помогут тебе лучше понять ответственность за свои поступки.

По общему правилу, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Но Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее УК) содержит и исключения. Так, с четырнадцати лет подлежат уголовной ответственности лица, в том числе, за убийство (статья 139); причинение смерти по неосторожности (статья 144); умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147) и умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149).

Кроме уголовной ответственности, существуют и другие ее виды.

Так, часто драки заканчиваются причинением потерпевшей стороне телесных повреждений, не повлекших за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности (незначительные скоропроходящие последствия для здоровья, длившиеся не более 6 дней включительно). В таких случаях с 14-летнего возраста лицо несет ответственность в соответствии с ч.1 ст.9.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Но и это еще не все.

Существует также и гражданско-правовая ответственность. Пострадавшая сторона вправе обратиться в суд с иском о возмещении вреда. Сюда относится, в том числе, возмещение затрат на медицинские услуги и моральный вред.

Если ты несовершеннолетний, это не значит, что платить за последствия своих действий не придется.

Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несет ответственность за причиненный вред. Если твоих средств будет недостаточно для возмещения вреда, то возмещать вред полностью или в недостающей части придется родителям.

И помни, если тебе нет 14 лет, а ты совершил противоправные действия, причинив кому-либо телесные повреждения, - это не значит, что тебе ничего не будет.

По поступившему заявлению или сообщению, а также при непосредственном обнаружении признаков уголовно-наказуемого деяния или административного правонарушения, будет  проводиться проверка и приниматься решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за не достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или о прекращении дела об административном правонарушении по тому же основанию.

Копия одного из таких постановлений направляется в комиссию по делам несовершеннолетних для проведения с тобой необходимой профилактической работы. Впоследствии ты подлежишь постановке на учет в инспекции по делам несовершеннолетних, и с тобой будет проводиться индивидуальная профилактическая работа.

Более того, при принятии решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, в отношении тебя даже может быть решен вопрос о направлении в специальное учебно-воспитательное учреждение (ст.14 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

Но и это еще не все. В случае заявления пострадавшей стороной требований о возмещении вреда, твоим родителям придется его возмещать.

Из всех описанных ситуаций можно сделать лишь один вывод. Лучший бой – тот, который не состоялся!

 

Контроль детей в сети Интернет

 

Как можно выяснить, что у ребенка в социальной сети происходит что-то нехорошее?:

  • частые перепады настроения;
  • изменение манеры пользования цифровых средств и социальными сетями (ребенок просыпается ночью для входа в Интернет);
  • резкое увеличение или уменьшение количества «друзей» в социальных сетях;
  • появление «друзей» намного старше самого пользователя;
  • появление подозрительных групп;
  • наличие оскорбительных фраз или сообщений на странице ребенка;
  • удаление страницы из социальных сетей.

 

Сейчас существует множество способов контролировать своих детей в сети. Каждый родитель способен выбрать лучший вариант для себя и своей семьи в зависимости от провайдера и антивирусного ПО, которыми родители уже пользуются, и конечно, в зависимости от возраста, характера и условий жизни ребенка.

 

РАССМОТРИМ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ СПОСОБЫ:

 

  • «РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ» - как специализированное ПО так и услуги провайдера, включает в себя стандартный набор функций, а именно:

-               ограничение времени нахождения ребенка в сети;

-               ограничение времени пользования компьютером;

-               возможность создания графика с допустимыми часами работы в течение дня;

-               блокировка сайтов с запрещенным контентом – создание «чёрных» списков на основе баз данных антивирусного производителя по категориям (наркотики, социальные сети и т.д.) и создание «белых списков» родителем;

-               ограничение на запуск приложений (например, игр) и установку новых программ;

  • создайте «детский» профиль пользователя на вашем ПК или ноутбуке, где будут лишь предназначенные для детей материалы;
  • научите ребенка пользоваться социальными сетями и поисковыми сервисами;
  • используйте настройки безопасности/приватности выбранных сайтов для ограничения доступа к личным данным вашего ребенка;
  • проверяйте возрастные ограничения сайтов и видеоигр;
  • объясните, что в интернете, как и в реальной жизни, не стоит общаться с незнакомыми людьми и тем более раскрывать информацию о себе или семье;
  • даже друзьям и знакомым не следует доверять: профиль одноклассника вашего ребенка может быть взломан злоумышленниками;
  • приглядывайте за тем, кого ваш ребенок добавляет в друзья в социальных сетях и что публикует в открытом доступе;
  • если вашего ребенка в интернете кто-то напугал или расстроил: он должен знать, что в любой момент может прийти к вам и рассказать об этом.
  • будьте для ребенка проводником в интернете. Расскажите ребенку о возможностях интернета, продемонстрируйте ему интересные ресурсы, а не только игры и социальные сети;
  • будьте в курсе того, чем занимается ваш ребенок в сети. Важно помнить, что «знать» и «шпионить» — совершенно разные понятия. Ребенок имеет право на неприкосновенность личной переписки. А вот добавить его в друзья в социальных сетях и поддерживать общение на просторах интернета — можно. Так вы будете в курсе того, с кем он общается.

 

ИНЫЕ, НЕ МЕНЕЕ ОПАСНЫЕ УГРОЗЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ:

 

  • ВРЕДОНОСНЫЕ ПРОГРАММЫ, загружаемые автоматически при просмотре зараженных сайтов, а также заражение при использовании файлообменных сетей, дающих другим пользователям доступ к вашему компьютеру; 
  • НЕЖЕЛАТЕЛЬНАЯ РЕКЛАМА, в том числе всплывающие окна и рекламные программы, т.е. получение ребенком вредоносной информации – специально или случайно (например, всплывающая строка в поиске) – о наркотиках, суициде, причинении себе вреда (сюда же входят рекомендации по похудению) и сексуальных извращениях. Часто подростки даже не задумываются о том, чтобы попробовать нечто подобное, но попадая в новую компанию, стесняются отказать.
  • КИБЕРМОШЕННИЧЕСТВО – ребенка могут обманным путем убедить предоставить личные данные (его собственные или ваши) и распространить их в открытом доступе, также ребенок может передать незнакомцам реквизиты банковских платежных карт, может сфотографировать квартиру, сообщить адрес, показать интерьер и ценные вещи, рассказать, что семья уезжает в отпуск, и т. д.
  • КИБЕРБУЛЛИНГ ИЛИ «ТРОЛЛИНГ» – это травля пользователя через все каналы сетевого общения: социальные сети, форумы, чаты, мессенджеры. Проводить травлю могут как одноклассники, интернет-друзья и т.д., так и совершенно посторонние люди.

Травля может принимать разные формы: оскорбления через личные сообщения, публикация и распространение конфиденциальной, провокационной информации о жертве;

  • СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ:

В настоящее время особенно актуальной становится проблема защиты детей от информации, распространяемой в закрытых группах социальных сетей, провоцирующих детей на суицид, всё большую опасность стали представлять собой "игры на выживание" или "игры на вымирание", организованные в интернете создателями так называемых "групп смерти" (группы «Синий кит», «Беги или умри» и т.д.).

Также опасность представляют незнакомцы в социальных сетях, потому что за каждым из незнакомцев может стоять кто угодно. Об этом с детьми просто необходимо говорить. Важно, чтобы они ценили приватность своего пространства в интернете точно так же, как ценят приватность своего личного пространства дома.

УРПСВТ КМ и УОПП МОБ ГУВД Мингорисполкома